Чему обучают ребёнка в детском саду
Краткая презентация образовательной программы
Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №11 г. Шебекино Белгородской области» (далее Программа) является образовательной программой дошкольного образования, разработанной в соответствии с:
- Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. №1028
(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044,
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ №1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года).
Целью Программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Цель Программы достигается через решение следующих задач:
• обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения Программы;
• приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
• построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
• создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
• достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Дошкольное детство подразделяется на три возраста: младенческий
(первое и второе полугодия жизни), ранний (от одного года до трех лет) и
дошкольный возраст (от трех до семи лет).
Деятельность педагогического коллектива ДОУ по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся
осуществляется по нескольким направлениям:
диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне психолого-педагогической
компетентности родителей (законных представителей); а также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа;
согласование воспитательных задач;
просветительское направление предполагает просвещение родителей
(законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и
воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОУ образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОУ;
содержании и методах образовательной работы с детьми;
консультационное направление объединяет в себе консультирование
родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей,
в том числе с ООП в условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.
В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, ДОУ реализует Парциальную программу дошкольного образования «Здравствуй, мир Белогорья!» (образовательная область «Познавательное развитие») Л.В. Серых, Г.А. Репринцевой.
Парциальная программа «Здравствуй, мир Белогорья!» направлена на познавательное развитие ребенка на основе социокультурных традиций Белгородской области с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, потребностей детей и их родителей.
Цель: обеспечение познавательного развития детей 3 – 8 лет на основе социокультурных традиций Белгородской области, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, потребностей детей и их родителей.
Задачи:
• развитие познавательных интересов дошкольников, любознательности и познавательной мотивации на основе социокультурных традиций Белгородской области;
• формирование представлений о социокультурных ценностях и традициях России и Белгородской области;
• развитие в игровой, познавательно-исследовательской, проектной деятельности представлений о себе и других людях, о природных богатствах и культурных достижениях Белгородской области, о труде и профессиях земляков, об историческом прошлом и настоящем Белогорья;
• расширение «зоны ближайшего развития» путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослыми и друг с другом с учетом социокультурных традиций Белогорья;
• ознакомление дошкольников с медицинскими профессиями, лучшими врачами Белогорья, ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников;
• развитие у детей способности к инициативному и самостоятельному действию по решению познавательных задач на основе социокультурных традиций Белгородской области.
Парциальная программа «Развитие логического и алгоритмического мышления детей 6-7 лет».
Парциальная программа направлена на познавательное развитие ребенка, формирование и развитие логического и алгоритмического мышления у детей 6-7 лет с помощью цифровых средств В процессе обучения дошкольники знакомятся с элементарным программированием.
Цель Программы – знакомство старших дошкольников с элементами программирования с использованием цифровых средств (планшетов), развитие предпосылок логического и алгоритмического мышления.
Задачи:
- образовательные задачи: формирование у детей умения общаться с планшетом, формирование элементарных навыков программирования (знание основных элементов программирования и использование этих знаний на практике - самостоятельное создание простейших программ и анимаций);
- развивающие задачи: развитие логических функций; формирование речи, внимания, интереса к теме информатики; развитие инициативности и самостоятельности;
- воспитательные задачи: создание условий для воспитания трудолюбия, дисциплинированности, сосредоточенности, силы воли, терпения, настойчивости, сопереживания, коммуникабельности, умения работать в команде.
Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся ДОУ основано на сотрудничестве в
реализации некоторых образовательных задач, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий; поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; разработку и реализацию образовательных проектов ДОУ совместно с семьей.